библиотекарша

Из новых поступлений в библиотеку СФИ: Ноябрь-декабрь 2012

Дорогие друзья! На сайте Свято-Филаретовского института есть раздел библиотеки СФИ, в нем открыт доступ для поиска по электронному каталогу  http://biblio.sfi.ru/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=SFI&P21DBN=SFI
Для информирования читателей о новых поступлениях мы публикуем списки, включающие наиболее ценные издания за последние два месяца.

Заявление пресс-службы братства «Сретение»

Преображенское содружество малых православных братств
О важности внутрицерковного диалога

Заявление пресс-службы братства "Сретение"


В свете последних публикаций ряда нецерковных изданий (таких как РНЛ), направленных против Преображенского братства и его духовного попечителя, свящ. Георгия Кочеткова, нам кажется исключительно важной статья прот. Алексия Уминского, предлагающего решать проблему существования в церкви «разномыслий» путем конструктивного диалога.

Хотим засвидетельствовать, что мы всегда были сторонниками ведения диалога по актуальным богословским проблемам, по которым в церкви существует широкий спектр мнений. Представитель нашего движения успешно участвует в работе Межсоборного присутствия с момента создания этого церковного органа. Наше братство входит в Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества и проводит большую церковную работу совместно с другими созидательными силами Русской православной церкви (достаточно вспомнить выставку в Храме Христа Спасителя, посвященную 90-летию изъятия церковных ценностей, организованную силами Преображенского братства и вызвавшую большой положительный резонанс.

Важно, однако, помнить, что для пользы церковной такое обсуждение требует особенного климата, который предполагает свободу высказываний при воздержании от оценочных суждений, когда предметом обсуждения оказываются лица, а не сами проблемы. Очевидно, что при всей благоприятности самого предложения сегодня мы чаще, чем хотелось бы, сталкиваемся с дефицитом готовности именно к такому диалогу. Остается вопрос и о возможной площадке для такого обсуждения.

Со своей стороны заверяем о принципиальной приверженности идее конструктивного диалога, так как потребность в нем давно назрела.
у Кости

Он был последним из деятелей русского религиозно-философского возрождения

Сегодня четыре года со дня кончины выдающегося православного богослова профессора Оливье Клемана (†2009).
Это интервью с проф.-свящ. Георгием Кочетковым было опубликовано в газете "Кифа" 2009, №2 (92)
Он был последним из деятелей русского религиозно-философского возрождения
Оливье Клеман
«Кифа»: Оливье Клеман - человек, который во многом занимался святоотеческим богословием и при этом говорил об общинах как пути выхода из кризиса модернизма. Некоторые люди увидели бы в этом противоречие. А Вы?

Свящ. Георгий Кочетков: Я очень хорошо понимаю в этом Клемана. Действительно, общинность, возрождение братского духа, т.е., вообще говоря, евангельской жизни в церкви, является единственным реальным выходом из общецерковного и общеправославного кризиса. Нужно устраивать жизнь церкви на более прочных основаниях, а для этого нужно вспомнить о наследии и святых отцов, и духоносных старцев, и современных мучеников, и древних апостолов и мучеников. И это всё связывается одной линией любви - а именно любовь лежит в основе и общинной, и братской жизни.

«Кифа»: Расскажите, пожалуйста, об общении с Оливье Клеманом - как вы познакомились, что больше всего Вам запомнилось из личных встреч с ним, что было самым главным в общении с ним для Вас?

Свящ. Георгий Кочетков: В начале 90-х годов, когда Оливье Клеман приезжал в Москву по приглашению Александра Кырлежева для чтения лекций, которые были опубликованы потом в журнале «Православная община», я пригласил его к нам в храм. Он приехал и был на богослужении во Владимирском соборе б. Сретенского монастыря. Мы с ним очень хорошо поговорили тогда. Я сразу понял, что он человек, который внутренне, сердцем знаком с Бердяевым, с его наследием. Это очень чувствовалось.

Collapse )

Статья с сайта газеты "Кифа" http://gazetakifa.ru/content/view/2408/34/

О Преображенском братстве знаю не понаслышке... (О нападках на о.Иоанна Привалова, на Заостровье...)

Думаю, многие согласятся с тем фактом, что читая Евангелие, периодически задаешься вопросом: Ну как можно было не узнать, не увидеть, не услышать? Эх, вот если бы сейчас…
Умом понимаешь, что в наше время, полное смешения добра и зла, не стоит удивляться тем или иным явлениям, недостойным нормального общества. И, в то же время, статьи г-на Тимофеева «Заостровский раскол– 1, 2» свидетельствуют о том, что ситуация гораздо хуже. Что меня так смутило? Да то, что профессиональные политологи, не найдя себя на арене политических действий, пытаются реализовать весь свой «могучий»заряд в ограде церкви, сами при этом будучи где-то далеко за ее пределами. Энергия бурлит. Потенциал не исчерпан. Что-то хочется сделать. Эти бы силы, да в полезное русло, так ведь это ж потрудиться надо. Ломать то оно – не строить.
О Преображенском братстве знаю не понаслышке. Уже не один год лично знаком с о. Георгием Кочетковым, о. Иоанном Приваловым, о. Павлом Бибиным, с некоторыми прихожанами прихода Заостровского Сретенского храма. И знакомство это — не разовая встреча, а общение на протяжении нескольких лет. Поэтому, прочитав вышеупомянутую статью, испытал боль и недоумение. Боль за близких мне людей, которых пытаются оболгать. Боль за тех неискушенных неопытных читателей, которые еще не научились отличать заказуху от компетентной мысли. Боль за то, что слово «Православие» благодаря таким ресурсам, как РНЛ и им подобным «борцам за Православие», которое у них не имеет ничего общего с христианством, все более и более превращается с их подачи в глазах людей в нечто одиозное и фанатичное. Недоумение же вызывает вопрос, на который не могу пока найти ответ: авторы подобных статей, а вернее их позиция и методы действия, это что? Сознательно выбранный метод заработка с жизненными принципами судьи из евангельской притчи, «который Бога не боялся и людей не стыдился». С принципами, когда для достижения цели все средства хороши? А может это болезнь? В фильме «Игры разума» несчастный ученый, Джон Нэш, демонстрирует нечто похожее. В своем больном сознании, кстати, он тоже боролся с невидимыми врагами. Пытался расшифровать какие-то перехваченные сообщения…
В поисках фактов против Преображенского братства, духовным попечителем которого является о. Георгий Кочетков, стало популярным апеллировать к опыту бывших «там» (в братстве), и вышедших «оттуда» по разным причинам. В плане воздействия на читателя предполагается, что уж они-то, «бывшие», точно знают, как «там» страшно и жутко. И опять рассчитано на неопытного неискушенного читателя. «Выгоняют», «выдавливают», «обязывают», «делят на категории», «один даже умер…». Прямо как в песне В. Высоцкого: Стра-а-ашно, аж жуть!
Сам я уже 9 лет являюсь членом одного из малых православных братств, и поэтому знаю жизнь братства изнутри. Я знаю несколько человек, вышедших из братства, но при этом никто из них не «изрыгает проклятий» в адрес братства. Люди сами принимают решение – быть или не быть в братстве. Каждый выбирает сам. Кто-то выбирает служение карьере, кто-то служение семье, кто-то служение церкви. Но никогда никого ни к чему не обязывают. Могу только предположить, что призыв к ответственной жизни в церкви мог быть кем-то воспринят, как «наезд» на личную свободу, со всеми вытекающими отсюда обидами и оправдывающими себя домыслами. Либо еще проще, кто-то извне просто «подгоняет» или, так сказать, «резюмирует» информацию в соответствии с поставленной заказчиком задачей.
Размышляя о природе возникновения контрсвидетельств в адрес братской жизни «бывших» членов братства, невольно прихожу к размышлению об Иуде Искариоте. Чем он руководствовался, когда принимал решение предать? Что его заставило сделать это? Должен сразу внести ясность. К личности Иуды я не испытываю презрения, ненависти и тому подобных чувств. Мне его искренне жаль. Он не разглядел, не расслышал. А ведь он тоже был «там», в общине. Что-то стало препятствием, что-то помешало. И он сделал свой выбор. Интересное на эту тему эссе под названием «Иуда» написал священномученик Анатолий Жураковский. Что-то в человеческой природе есть такое, делающее актуальным тот факт, что «имеющие очи не видят, имеющие уши не слышат». Но это состояние преодолимо. Был бы вопрос, и было бы желание потрудиться.
Мои пожелания автору. Не пишите о том, о чем не имеете представления. В статье есть упоминания о некоторых элементах чинопоследования Божественной литургии. Если уж беретесь, то для начала разберитесь, в чем смысл и дух этого богослужения. То же касается и церковной десятины. Не надо свое мнение выдавать за православное учение. Вы тем самым демонстрируете свою некомпетентность. Кроме того, нужно ответственно подходить к тому, о чем говорите. Если уж беретесь писать про о. Георгия Кочеткова, то уж потрудитесь зайти на его сайт, почитать его проповеди, статьи. Если уж беретесь упоминать Преображенское братство, деятельность о. Иоанна и иже с ним, то зайдите на сайт братства. Все открыто. Одно из важных условий – беспристрастность. Возможно ли это? Может случиться такое, что Вам будет очень стыдно, и что-то нужно будет менять в своей жизни. Но оно может пойти на пользу. В Евангелии сказано: «лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги…» Хуже, если совести совсем нет или запрятана куда-то очень далеко. Кстати, не забывайте, что евангельские события продолжаются. Читайте, ищите себя. То, что происходит сейчас, нетрудно разглядеть в Евангелии. Там, если приглядеться, тоже есть сектанты, нарушители традиций, преданий отеческих. И профессор Дворкин найдет себя и своих врагов без особых усилий. Ничего не изменилось. Каждому остается только понять: с кем я сегодня?
Алексей Евстигнеев.
наука

...И мне нравится не гитара, а дикарский напев зурны (Н. Гумилёв)

Сегодня был на литургии в греческой церкви свв. Константина и Елены в Торонто. Мне удалось понять только Кирие элейсон, и еще когда поется Аксиос а потом упоминаются херувимы и серафимы, то ясно, что это Достойно есть. Но впечатление все равно сильное. Для русских это экзотика. В церкви очень аккуратно и ничего лишнего, люди одеты элегантно, в черное, при этом женщины головы не покрывают, мужчины в костюмах, с галстуками. У нас же в церковь ходят по-простому,  но это не обязательно от простоты душевной. Может быть, греки более правы. Литургия служится бойко, ритмично, четко и без запинки. Регента нет, да и нот на клиросе я тоже не заметил: ноты греки, кажется, в церкви не держат за ненадобностью. Хор состоял из четырех пожилых греков, которые просто импровизировали по очереди, и иногда подпевали друг другу, когда каждый тянет голосом свой тон, создавая как бы музыкальный фон для чтеца. У нас на клиросе либо читается, либо поется по нотам, у них же все поется, но так, как мусульмане поют суры Корана, еще напоминает пение кантора в синагоге или грузинские народные песни. Выходит очень красиво. Тут явно более древнее практика, то, что и называлось "пение псалмов" в агиографической литературе, у нас же в России или на Украине церковное пение восходит к итальянскому ренессансу, только старообрядцы держатся русской традиции. Греки же именно импровизируют и от этого веет подлинной древностью и Востоком. Когда священник выходит с чашей, он обходит с нею храм под каждение, выносят крест нас древке. После чтения Евангелия все подходят и целуют Евангелие.  Во время панихиды всем раздают свечи, панихида служится лицом к народу. Аналой в центре храма не стоит, поскольку все пространство перед солеей занято скамьями. Кажется, греки обычно стоят, когда у нас допускается сидеть, и садятся, когда у нас сидящие обычно встают, например, во время ектеньи. 


Герб греческой королевской семьи

Почему Бог попускает зачатие при изнасиловании? Ответ простой христианки

Этот вопрос с недоумением задала сегодня одна моя френдесса. Вот здесь, во время обсуждения довольно "острой" темы - бывают ли необходимые аборты?  Я понимаю ее сомнения по этому поводу - действительно, очень страшно. Как волонтер движения, борящегося за жизнь ЛЮБЫХ нерожденных детей, и - в первую очередь - православная христианка,  считаю своим долгом попробовать дать ответ . Конечно, на истинность своего мнения не претендую.

Врачи говорят, что случаи беременности при изнасиловании крайне редки. Но, допустим, это произошло. Как Господь такое позволил?
С моей точки зрения,Бог  может попустить зачатие при изнасиловании только с одной целью - чтобы научить человека относиться к детям так, как относится к ним  Он Сам.
Для Него дети не бывают плохими только потому, что у них родители - скоты. Они могут быть наказаны за грехи отцов только по одной причине - если сами готовы стать подобными им и непременно будут поступать точно так же. И даже страждущих по вине родителей детей, Бог ведет по жизни особым Промыслом. Больным из-за греховной склонности отца или матери посылает хороших врачей или добрых жертвователей. Сиротам дает таланты. В каждом случае все индивидуально.
Но всегда наказание Божие - это Милость, путь к исправлению, а не казнь. Даже в "кровавом" Ветхом Завете уже сказано:
Collapse )
Бог Сам не казнит несогрешившего пока сына за преступление отца и никому такого права не давал.
Одна девушка, пережившая изнасилование, забеременела и пошла на УЗИ. После чего от аборта отказалась. На вопрос, почему, ответила, что ей стало жалко ни в чем не повинный живой комочек, человечка, бьющегося у нее под сердцем. А она его мама...
Можно ли сказать, что эта бедняжка не страдала или не знает, о чем говорит?
Просто она сумела понять простую вещь: ребенок не виноват. Он не заслужил той ненависти, которая полагается его отцу-подонку.
Если с человеком поступил, как зверь, другой человек, имеет ли первый право звереть и убивать за это третьего, который ни при чем? Наверное, большинство скажет, что нет. А ведь аборт после изнасилования - то же самое. Страдает не насильник, а ни в  чем не повинный малыш в утробе. Насильнику-то все равно.
Ребенок вовсе не обязательно будет таким, как его отец. Известные маньяки рождались во вполне нормальных семьях (взять того же самого Чикатило). У многих из них ни отцы, ни деды, ни прадеды никого не истязали (по крайней мере, неизвестно о таких случаях). Хотя,  "гены убийцы" может носить в себе каждый из нас, сам того не зная, - но ведь себя, любимых, мы же "для профилактики" не казним...
Абсолютным мифом является и то, что аборт поможет забыть об изнасиловании. Прерывание беременности память никогда не стирает. Вместо одного страшного воспоминания будет два: об изнасиловании и об аборте. А если второе вызовет у женщины радость, - увы, это говорит о деградации(. Как и ликование о смерти любого человека.
Оправдывая аборт в случае изнасилования как поступок (не путать с оправданием согрешившего человека и сочувствием к нему) мы косвенно способствуем озверению пострадавшей женщины. Мы мешаем ей исцелиться, а не помогаем....
Бог хочет не этого. Он посылает тяжкое испытание для того, чтобы сделать эту женщину святой, как Он Сам.
Может, и нам стоит желать для нее того же, если мы говорим, что верим в Него?